Организационно-методическое сопровождение площадок опережающего введения ФГОС ООО

Основные этапы, содержание и результаты деятельности опорных площадок:

1 этап – подготовительный (2012-2013 учебный год) – разработка нормативно-правовой базы, обеспечивающей введение и реализацию стандарта, разработка основной образовательной программы ООО, повышение квалификации педагогов по вопросам, связанным с ФГОС ООО,
2 этап – внедренческий (2013-2015) – реализация основной образовательной программы ООО,
3 этап – аналитический (2015) – обобщение и распространение опыта опережающего введения ФГОС ООО на муниципальном уровне.

(из инф. письма МБУ «Центр развития образования» от 17.09.2012 № 101)

 

Подготовительный этап

Наряду с площадкой регионального уровня, коллективы муниципальных опорных школ активно включились в инновационную деятельность по освоению ФГОС в основной школе. После организованных на базе школы № 26 курсов повышения квалификации, коллективами были разработаны планы мероприятий по всем направлениям внедрения ФГОС: нормативно-правовому, кадровому, информационно-методическому, материально-техническому, а также выбраны вариативные направления работы.

 В течение года коллективы пилотных площадок вели серьезную инновационную работу: изучали принципы системно-деятельностного подхода, учились формировать различные виды универсальных учебных действий, осваивали новую концепцию урока, работали над разделами основной образовательной программы основного общего образования.

Вопросы, касающиеся программы и ее основных разделов, в течение года прорабатывались на заседаниях муниципального Координационного совета по организации и введению ФГОС, коллективы пилотных площадок имели возможность участвовать в семинарах и вебинарах, проводимых Центром научно-методического сопровождения введения ФГОС ИИПКРО.

Одной из эффективных форм методического сопровождения коллективов опорных городских площадок стали обучающие семинары. Одной из методических проблем, связанных с переходом на ФГОС, стала разработка программ для реализации части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений. В свете новых требований программы претерпевают серьезные изменения: они меняются от самого понятия курса (вместо привычного предметного к междисциплинарному) и до принципиально новой системы оценки, включающей фиксацию динамики формирования предметных, метапредметных и личностных результатов.

В связи с этим в школах, являющихся опорными городскими площадками, методистом по инновационному обеспечению Управления образования проведены обучающие семинары на тему: «Особенности разработки программ с учетом требований ФГОС основного общего образования».

Педагогам в презентационном виде предложен алгоритм разработки программы с учетом требований ФГОС с примерами из программы курса. Подготовлена папка с дополнительными методическими материалами, которые могут помочь учителям при разработке программ. Семинары прослушали более 40 педагогов опорных школ.


Внедренческий этап

Методическое сопровождение опорных площадок методистом по инновационному обеспечению Управления образования осуществлялось в нескольких направлениях:

Направление работы

Мероприятия

- организация курсов повышения квалификации для педагогов опорных городских площадок

Октябрь 2013 г. «Научная, методическая и информационная деятельность ОУ в условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Обучение прошли 52 педагога. Из них 26 – педагоги МБОУ «СОШ № 9», 15 – МБОУ «СОШ № 1», 11 – МБОУ «СОШ № 26».

- организация участия педагогов пилотных площадок в региональных мероприятиях Центра научно-методического сопровождения введения и реализации ФГОС

1) Ноябрь 2013. Региональный семинар «Реализация междисциплинарных программ как один из путей обеспечения метапредметных результатов освоения ООП ФГОС ООО» в МБОУ «СОШ № 8 им. А.С. Пушкина» г. Черемхово. Участвовали 8 человек – МБОУ «СОШ № 1, 9 и 26».

2) Февраль 2013. Межмуниципальный семинар «Сетевое образование – инновационная модель развития образования муниципалитета» в ОО г. Черемхово. Участвовали 5 человек – МБОУ «СОШ № 1 и 8».

3) Февраль 2014. Вебинар Центра НМС ФГОС по теме: «Межпредметное методическое объединение как эффективная форма педагогического взаимодействия для достижения новых образовательных результатов в условиях введения ФГОС».

4) Апрель 2014. Научно-практическая конференция «ФГОС общего образования: от идеи к развитию», педагогический марафон пилотных площадок опережающего введения ФГОС основного общего образования «От опыта к результату» в рамках областного Форума «Образование Прибайкалья-2014»

- городские методические мероприятия

1) Февраль 2014. Методический семинар для педагогов опорной городской площадки (МБОУ «СОШ № 1») по теме: «Конструирование и оценка учебных заданий: метапредметные и личностные результаты». Приняли участие в работе семинара 28 педагогов.

2) Февраль 2014. Методический семинар для педагогов опорной городской площадки (МБОУ «СОШ № 26») по теме: «Проектная задача: методика постановки и проведения». Педагогам представлен опыт работы гимназии № 29 г. Томска. Приняли участие 33 педагога.

3) Апрель 2014. Методический семинар для педагогов опорной городской площадки (МБОУ «СОШ № 1») по теме: «Проектная задача: методика постановки и проведения». Педагогам представлен опыт работы гимназии № 29 г. Томска. Приняли участие 24 педагога.

4) Апрель 2014. Методический семинар для педагогов опорной городской площадки (МБОУ «СОШ № 26») по теме: «Подходы к системе оценки образовательных результатов обучающихся в соответствии с ФГОС ООО». Приняли участие 32 человека.

5) Январь 2014. Заседание ПТГ «Методическое обеспечение современного урока как основной фактор реализации ФГОС». Рассмотрены вопросы: а) нормативное обеспечение ФГОС; б) структура и особенности рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС; в) основные этапы урока, построенного на основе системно-деятельностного подхода; г) особенности целеполагания учителя при переходе на ФГОС; д) технологическая карта урока, построенного на основе системно-деятельностного подхода. Участвовали 38 педагогов. Из них 76% присутствовавших – учителя пилотных площадок опережающего введения ФГОС ООО. Все вопросы подготовлены учителями МБОУ «СОШ № 26».

6) Апрель 2014. Заседание ПТГ. Рассмотрены вопросы: а) о деятельностном методе в обучении, б) об организации групповой работы на уроке, организован просмотр урок по ФГОС, разбор педагогических ситуаций. Участвовали 31 педагог, из них 90% - учителя пилотных площадок опережающего введения ФГОС ООО. Вопросы подготовлены учителями МБОУ «СОШ № 1» и МБОУ «НОШ № 11».

7) Май 2014. Заседание ПТГ. Рассмотрен опыт работы по формированию коммуникативных УУД, представлены различные техники формирования УУД, некоторые проиграны. Участвовали 22 человека, из них 55% - учителя пилотных площадок. В целом по всем заседаниям ПТГ – 76% участников - учителя пилотных площадок опережающего введения ФГОС ООО. Вопросы подготовлены учителями МБОУ «СОШ № 9» и МБОУ «НОШ № 11».

- организация участия педагогов пилотных площадок в иных методических мероприятиях (симпозиумы, семинары…)

В течение года. Регулярное информирование о проводимых на федеральном, региональном уровнях различных методических мероприятиях.

Помимо этого, огромная методическая работа по освоению Стандарта проведена заместителями директоров по НМР опорных площадок в своих педагогических коллективах.

В школе № 9 для успешной реализации ФГОС ООО школой разработана, описана и реализуется модель организации образовательного процесса, обеспечивающая интеграцию учебной и внеурочной деятельности обучающихся. Интересен опыт работы школы по решению обучающимися проектных задач. В первую неделю июня пятиклассники стали активными участниками школьной инновации - под руководством педагогов они решали проектную задачу «Приключения на планете Земля» (все задания являются авторскими материалами коллектива). Ребята учились слушать и учитывать позиции друг друга, сотрудничать, принимать и нести ответственность за выполненную работу, презентовать получившийся продукт и отвечать на заданные вопросы.

В школе выстроена система работы по психологическому сопровождению пятиклассников, по-новому организована консультационная и просветительская работа с родителями. Изменились формы проведения методических мероприятий. Приоритет отдан мастер-классам, педагогическим мастерским, кейс-методам, дебатам.

Интересен опыт работы МБОУ «СОШ № 1» по реализации междисциплинарной программы «Стратегии смыслового чтения». Методические декадник в рамках этой работы прошли в начальных классах в декабре и в 5-ых классах в феврале. Данной деятельностью были охвачены все педагоги школы. После теоретического погружения педагоги пробовали применять теорию на практике, проводили открытые занятия и посещали уроки коллег, оценивали применение той или иной стратегии на практике. Управленческой команде школы данная деятельность позволила увидеть, какие стратегии и как используют педагоги в работе с детьми. Учителя школы на своих уроках формировали умения:

• осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации,

•  понимать тексты вместе с содержащими в них рисунками, таблицами, диаграммами, схемами,

• искать необходимую информацию, выделять главное, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать имеющиеся в тексте идеи, их интерпретировать и преобразовывать,

• использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях и др. Только в комплексе, усилиями всех педагогов школы можно обеспечить достижение обучающимися результатов, заложенных в междисциплинарных программах.

В МБОУ «СОШ № 26» сложился интересный опыт оценки эффективности деятельности коллектива по формированию метапредметных результатов обучающихся. В первом и пятом модуле в 5-х классах был проведен мониторинг, в ходе которого коллективу предстояло выявить уровень сформированности метапредметных результатов обучающихся 5-х классов и оценить динамику итогов входной и итоговой диагностик. Анализ данных мониторингов свидетельствует о повышении уровня сформированности УУД. Высокий уровень увеличился на 7,5%, показатели выше среднего уровня поднялись на 2,5%, средний уровень сформированности УУД остался стабильным, детей с низким уровнем стало меньше на 10%. Сравнительные результаты показывают, что формирование УУД (метапредметных результатов) в течение года проводилось в системе.

 Анкетирование педагогов показало, что проведенный мониторинг сформированности УУД у обучающихся 5 классов дает учителю возможность:
- скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса;
- определить, насколько эффективно используется потенциал учебников, заложенные в них средства получения личностных и метапредметных результатов;
- увидеть возможности реализации индивидуального подхода к развитию каждого учащегося (по каким конкретным умениям он успешен, а по каким ему необходима поддержка педагогов и родителей).

В опорных городских площадках в течение года проводилась активная работа с родителями, дополнялась нормативно-правовая база введения и реализации ФГОС. В конце учебного года по разработанной методистом по инновационному обеспечению анкете в коллективах была проведена комплексная рефлексия, которая позволила выявить как положительные эффекты методического сопровождения педагогов, так и вопросы, которые остаются для педагогов сложными.

Новые стандарты – на практике

«Дверь незакрыта». Такую надпись в одном из магазинов города увидела учитель русского языка и литературы школы № 26 Ольга Валентиновна Штумф. И на уроке в 6 классе она спросила детей, что в этом объявлении не так. Пытаясь решить поставленную задачу, дети вспоминали правила, выдвигали версии и сами искали ответы на вопросы.

Так – с формирования мотива учения и демонстрации практической значимости изучаемого предмета – начинается современный урок – урок, построенный на принципах системно-деятельностного подхода…

– Мы понимаем, – говорит директор образовательного учреждения Елена Васильевна Беляева, – что переход на ФГОС – это требование времени, и от того, насколько хорошо педагоги сработают в данном направлении, будет зависеть успешность наших выпускников в будущем.

 В первой части были представлены теоретические основы системно-деятельностного подхода, во второй – проведены открытые уроки в начальной и основной школе. Нужно отметить, что практический опыт работы в рамках реализации ФГОС в основной школе (5-9 классы) на муниципальном уровне демонстрировался впервые, что подтверждает статус школы как городской опорной площадки, деятельность которой направлена на опережающее введение стандартов. Провести открытые занятия по ФГОС в 6, 8 классах непросто, но с этой сложной задачей педагоги школы справились.


 Аналитический этап

Система методического сопровождения пилотных школ на муниципальном уровне реализуется во взаимодействии и при поддержке Центра НМС ФГОС ИИПКРО (ныне ИРО). Благодаря установленному сотрудничеству управленческие команды пилотных школ смогли в 2014-2015 уч. году обучиться на региональных стажировочных площадках:

– с 14 по 17 октября в г. Ангарске по теме: «Проектирование урочной и внеурочной деятельности в логике системно-деятельностного подхода» – 3 человека из МБОУ «СОШ № 1, 9, 26»;

 – с 11 по 14 марта в г. Черемхово по теме: «Система оценки достижения планируемых результатов как один из инструментов реализации ООП ООО» – 3 человека из МБОУ «СОШ № 8, 9», Управления образования. Осуществляется трансляция полученных материалов на муниципальном уровне. Так, с богатейшим опытом, представленным коллегами в г. Черемхово, управленческие команды других школ города смогли познакомиться на заседании муниципального Координационного совета по введению и реализации ФГОС общего образования и на совещании зам. директоров по воспитательной работе.

 Методистом по инновационному обеспечению Управления образования А.В. Алтуниной проведены обучающие семинары при одновременном обучении всего коллектива с использованием активных форм работы:

– МБОУ «СОШ № 1» по теме: «Подходы к системе оценки образовательных результатов обучающихся в соответствии с ФГОС ООО»,

– МБОУ «СОШ № 8» по теме: «Конструирование и оценка учебных заданий: личностные и метапредметные результаты»,

– МБОУ «СОШ № 10» по теме: «Проектная задача: методика постановки и проведения»,

– МБОУ «СОШ № 26» по теме: «Система оценки: переход от знаниевой к деятельностной парадигме образования».

    Важным направлением методического сопровождения заместителей директоров пилотных площадок стала работа по описанию опыта деятельности школы в статусе пилотной. Эта задача, одна из основных в ходе третьего года пилотирования, оказалась достаточно сложной в силу предъявленных к материалам высоких региональных требований. В результате серьезной длительной экспертной работы материалы были одобрены на заседании Городского экспертного совета и рекомендованы к распространению на муниципальном уровне. Диски с материалами школы города получили в рамках работы X городского образовательного форума «Образование Зимы - 2015». Материалы региональной пилотной площадки направлены в ИРО.

Наименовании ОО - пилотной площадки

Тема опыта

МБОУ «СОШ № 9»

«Проектная задача как инструмент оценивания метапредметных результатов обучающихся».

МБОУ «СОШ № 26»

«Формирование социальных компетенций школьников как главный результат реализации ФГОС ООО»

МБОУ «СОШ № 1»

«Методическое погружение как новая форма работы с педагогами по реализации программы УУД ООП ООО в части достижения метапредметного результата - смысловое чтение».

Опыт педагогической деятельности учителя пилотных площадок регулярно представляют на муниципальном уровне, а также посредством публикаций – на всероссийском уровне. В ноябре 2014 г. наша территория принимала межмуниципальный Координационный совет по введению и реализации ФГОС, участниками которого стали коллеги из Зиминского и Нукутского районов, г. Шелехова и п. Куйтун. По итогам заседания опыт муниципальных пилотных площадок нашего города был рекомендован к распространению. Опыт методического сопровождения пилотных площадок методистом по инновационному обеспечению Управления образования обобщен на Международной научно-практической интернет-конференции «Системно-деятельностный подход в разноуровневом вариативном образовании: от действия к результату», статья «Обновление содержания организационно-методического сопровождения педагогов в условиях перехода на ФГОС общего образования».

Значимым методическим событием прошедшего года стал городской семинар «Модель организации образовательного процесса в основной школе в условиях ФГОС ООО», проведенный в марте коллективом региональной пилотной площадки для управленческих команд школ города. Непосредственно модель представила директор школы Оксана Викторовна Пушкарева. Была представлена программа курса «Тропинка к своему Я», 5 открытых уроков и 5 открытых внеурочных занятий, а также разновозрастная игра «Чрезвычайное путешествие». Кроме того, участники семинара смогли познакомиться с опытом школы по проведению в 5 классах межпредметной проектной задачи «Путешествие на планете Земля». Благодаря тому, что педагогическим коллективом данная проектная задача была разработана и описана, этим опытом в прошедшем учебном году смогли воспользоваться и другие общеобразовательные организации города.

 Участники семинара отметили высокий уровень подготовки управленческих и педагогических кадров школы. Настоящими методическими открытиями для многих стал представленный курс «Тропинка к своему Я» и проектный подход к организации внеурочной деятельности.

Осуществлялась методическая поддержка муниципальных пилотных площадок по вопросам проведения проектных задач.

В конце учебного года на муниципальном уровне с привлечением заместителей директоров пилотных площадок разработан мониторинг профессиональных затруднений педагогов и порядок его проведения. Проведенное в муниципальных площадках исследование позволило не только оценить уровень владения теоретическими основами ФГОС у педагогов, но и увидеть проблемные зоны, требующие дальнейшего методического сопровождения.

Приказ Управления образования администрации Зиминского городского муниципального образования от 20.02.2015г. № 67 "О распространении опыта пилотных площадок"

© 2010–2024. Официальный сайт Комитета по образованию администрации ЗГМО.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт обязательна.
для детей старше шести лет