ОРКСЭ

Родители третьеклассников выбрали модуль ОРКСЭ

В школах города прошли родительские собрания, на которых родители (законные представители) обучающихся нынешних третьеклассников выбрали для своих детей один из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

По итогам выбора родителей:
- один модуль «Основы светской этики» в новом учебном году будет изучаться в школах № 1, 5, 7, 26, НШ-ДС № 11;
- один модуль «Основы мировых религиозных культур» будет изучаться в шк. № 8;
- два модуля: «Основы светской этики» и «Основы православной культуры» - в шк. № 10;
- три модуля: «Основы светской этики», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы православной культуры» - в шк. № 9.
В целом по городу модуль «Основы светской этики» с 1 сентября начнут изучать 272 обучающихся, модуль «Основы мировых религиозных культур» - 66 чел, модуль «Основы православной культуры» - 30 чел.
Напомню, данный курс включен в программу 4 класса.

 

Городская интеллектуальная игра по ОРКСЭ «Народов дружная семья»

 

В пятницу, 13  мая, на базе школы № 9 руководителем ГМО учителей комплексного учебного курса ОРКСЭ Корабельниковой В.А. проведена городская интеллектуальная игра по ОРКСЭ «Народов дружная семья». В игре приняли участие более 20 обучающихся 4 классов всех школ города. Ребятам предстояло пройти 8 интереснейших этапов: ответить на непростые вопросы по теме игры, определить качества людей, необходимые для дружбы народов, составить и объяснить смысл пословиц, продемонстрировать знание костюмов разных народов и многое другое. По итогам игры победители и участники награждены дипломами, грамотами, денежными сертификатами. И, конечно, у ребят осталась масса положительных эмоций.

 

Зиминские школы представили опыт работы в рамках областного Форума


 Педагоги трех школ города представили опыт своей работы в рамках областного Форума «Образование Прибайкалья – 2016» на мероприятии «Фейерверк Со-Бытий. Реализация предметных областей ОРКСЭ И ОДНКНР в образовательных организациях Иркутской области» 5 апреля в «СибЭкспоЦентре».
Средняя школа № 9 и начальная школа – детский сад № 11 являются региональными педагогическим площадками Института развития образования по направлению введения и реализации предметных областей ОРКСЭ И ОДНКНР. В.А. Корабельникова и Т.В. Москвитина представили фрагмент интеллектуальной игры по ОРКСЭ «Шаги к Победе», направленной на формирование у обучающихся личностных результатов образования. Интеллектуальные игры по ОРКСЭ стали традиционными в городе и проводятся ежегодно начиная с 2013 года. Зрители стали активными участниками игры, пройдя 4 тура. По итогам игры была определена команда победителей, которые получили памятные подарки.
Педагог школы № 26 Н.А. Новоселова совместно с обучающимися 7-8 классов представила на Форуме мастер-класс «Народная кукла». Кратко познакомив гостей с историей создания школьного этнографического музея «Горница», одним из направлений работы которого является изучение истории и технологии изготовления народной куклы, педагог перешла непосредственно к мастер-классу. Участники образовательного события с интересом принялись мастерить куклы. С помощью технологических карт и устных комментариев все желающие смогли сделать собственную куклу и забрать ее с собой на память о Форуме.
Разработки образовательных событий, продемонстрированных на Форуме, будут опубликованы в региональном информационно-методическом сборнике. Методическое сопровождение участников «Фейерверка Со-Бытий» осуществлялось методистом по инновационному обеспечению Комитета по образованию г. Зимы.

 

Зиминские школы представили проекты на региональном уровне

Региональный семинар «Проектирование содержания воспитательной деятельности в условиях стандартизации образования» состоялся в «Институте развития образования» 19 февраля. В семинаре приняли участие представители образовательных организаций, прошедших отбор на получение статуса педагогических площадок ИРО под руководством Центра воспитания, социализации и неформального образования. В числе педагогических площадок три зиминские образовательные организации – школа № 9, начальная школа – детский сад № 11 и детский сад № 212.

Заместитель директора школы № 9 Виктория Святославна Лыткина представила проект «Искусство жить вместе!» по направлению: «Развитие толерантности обучающихся посредством реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»». Целью инновационного проекта школы является развитие толерантного отношения школьников к лицам с ограниченными возможностями здоровья, пожилым гражданам и людям другой национальности через внеурочную деятельность. Образовательно организацией накоплен определенный опыт по инклюзивному образованию, однако эта работа аккумулируется в школе, минимизирован «выход» за ее пределы. Поэтому новизна проекта заключается в расширении границ школы, определенный акцент будет сделан на развитие толерантного отношения к указанным категориям граждан как в школе, так и за ее пределами, развитие социализации обучающихся.

Заместитель директора начальной школы – детского сада № 11 Елена Леонидовна Табакаева представила проект «Формирование нравственных качеств личности младших школьников через организацию и проведение серии образовательных событий духовно-нравственной направленности». Идея проекта заключается в привлечении обучающихся 4 классов (на правах самых старших обучающихся в начальной школе – детском саду) к организации и проведению событий духовно-нравственной направленности для различных групп участников: воспитанников детского сада, обучающихся 1-3 классов, родителей, а возможно учителей и воспитателей. Подготовка такого события – большое коллективное дело, в процессе которого у обучающихся формируются самостоятельность, инициативность, ответственность, коммуникативные умения.

Руководитель детского сада № 212 Марина Владимировна Бочарова представила опыт работы по реализации инновационной образовательной программы «Сибирский Родничок» в рамках реализации ФГОС дошкольного образования. По данной программе организация работает второй год и уже имеет определенные результаты: разработаны проекты «Сказки озера Байкал», «Люби и знай свой родной край», «Зима - моя малая Родина», проведены различные мероприятия с детьми, организованы конкурсы для детей и родителей по созданию развивающей предметно-пространственной среды: «Русский народный костюм», макеты озера Байкал, достопримечательностей города Зимы.

Методическое сопровождение школ в рамках разработки проектов и подготовки их презентации осуществлялось методистом по инновационному обеспечению Комитета по образованию Аленой Викторовной Алтуниной.

 

Выбор модуля курса ОРКСЭ на 2015-2016 учебный год

 Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в текущем учебном году в г. Зиме изучают более 400 четвероклассников, обучающихся в общеобразовательных классах школ города.

В конце прошлого учебного года родители (законные представители) детей выбрали один из модулей курса. Всего по городу модуль «Основы православной культуры» для своих детей выбрали 22 семьи (такая возможность предоставлена в школе № 10), родители 72 обучающихся предпочли для своих детей модуль «Основы мировых религиозных культур» (школа № 8 и 9) и по традиции большинство родителей (307 человек) выбрали модуль «Основы светской этики» (школы № 1, 5, 7, 9, 10, 11 и 26»).

Для изучения ОРКСЭ в школах города сформировано 16 групп. Преподавать курс могут учителя любых предметов, прошедшие специальную курсовую подготовку. В текущем учебном году учить ребят будут 6 педагогов начальных классов, а также по одному - учителя истории, музыки и английского языка.  

 

Выбрано больше модулей

В 2014-2015 учебном году в 4 классах школ города обучаются 414 ребят. Все они изучают комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики».

Отличием этого учебного года стало расширение спектра выбранных родителями модулей. Так, если в 2013-2014 учебном году в семи школах города родители выбрали модуль «Основы светской этики» и лишь в одной школе было выбрано два модуля – «Основы светской этики» и «Основы православной культуры», то в текущем учебном году один модуль сохранился в шести образовательных организациях – школах № 1, 5, 7, 8, 11 и 26. В школе № 10 родителями выбраны модули: «Основы светской этики» и «Основы православной культуры». В школе № 9 - модули: «Основы светской этики» и «Основы мировых религиозных культур».

Третий год продолжает работу Городское методическое объединение учителей ОРКСЭ, которое возглавляет учитель ОРКСЭ школы № 9 Валентина Александровна Корабельникова (на фото). Также в городе реализуется муниципальный инновационный проект «Инновационный курс ОРКСЭ как средство достижения результатов ФГОС НОО».

Информацию о событиях, происходящих в рамках преподавания курса, Вы можете прочитать в новостной ленте. Ниже в подразделах: «Родителям», «Руководителям», «Учителям» представлена разнообразная полезная информация. 

Подведены итоги конкурса сочинений

 Городской конкурс сочинений «Мы разные, но Россия – наш общий дом» состоялся в Зиме. В нем приняли участие 15 обучающихся 4 классов, изучающих комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Через свой детский взгляд на мир ребятам предстояло описать идею уважительного отношения к жителям России, несмотря на их национальную принадлежность.

Володина ДарьяВ состав конкурсной комиссии вошли специалисты Управления образования, которые оценили работы в соответствии с критериями Положения о конкурсе.

 В результате члены жюри определили рейтинг участников. Победительницей конкурса признана Володина Дарья, обучающаяся школы № 11 (текст сочинения). Вторые места присуждены Скользкову Владиславу, обучающемуся школы № 7 и Греховой Виктории, обучающейся школы № 11». Третьи места завоевали Зверева Олеся, Подлужная Дарья и Зубаков Владимир, обучающиеся школы № 1». Победительница, призеры и участники получили дипломы и грамоты Управления образования, а также памятные подарки (флеш-карты, витраж и фломастеры).

 

Семинар ОРКСЭ

Городской методический семинар «Основные приемы и технологии в работе преподавателя ОРКСЭ» состоялся в минувшую пятницу на базе школы № 11. Свой опыт на нем представители учителя ОРКСЭ школ № 1, 7, 9, 10, 11 и 26. Педагоги представили хорошие разработки и поделились своими материалами с коллегами. Лучшим по итогам семинара было признано выступление учителя ОРКСЭ десятой школы Натальи Гумаровны Ивановой. Мы поздравляем ее с победой и надеемся, что представленный на семинаре материал будет полезен педагогам города. По итогам семинара все докладчики получили свидетельства.

 

ОРКСЭ

В начальной школе жизнь современного ребенка течет спокойно и благодатно. По основным предметам – один учитель, в расписании – привычные уроки, а в классе – знакомые лица друзей и подруг… Обычно новые учебные дисциплины и разные педагоги появляются у школьников, начиная с пятого класса. Однако в этом учебном году всё оказалось не так просто.

С первого сентября в расписании всех четвероклассников появился новый предмет, пока для многих ребят с не совсем понятным названием – «Основы религиозных культур и светской этики». Школьникам бесплатно выдали новые, красочно иллюстрированные учебники, в которых они смогут найти необходимую информацию по курсу. А для родителей в библиотеки образовательных учреждений поступили специальные брошюры.

Учебный предмет ОРКСЭ в качестве обязательного введен в школьную программу не случайно. Он призван помочь учителям начальных классов в формировании личностных результатов ребят на первой ступени школьного образования.

Нужно сказать, что темы курса этому вполне соответствуют. К примеру, в модуле «Основы светской этики», который преподается во всех общеобразовательных учреждениях города, дети знакомятся с понятиями морали, нравственности, рассуждают о семейных ценностях. В модуле «Основы православной культуры», который выбран в школах № 5 и 10, ребята изучают основные каноны православия, таинства и праздники, свойственные этой религии.

В деле преподавания курса, какой бы модуль не был выбран родителями школьников, на педагогов ложится большая ответственность за каждое сказанное слово. Не случайно главной задачей курса, объявленной еще три года назад Дмитрием Медведевым, является воспитание в детях толерантности (терпимости) по отношению к другим людям и разным религиям. И от того, как на уроке ОРКСЭ будет подан материал, во многом зависит правильность сделанных ребятами выводов.

Всего в четвертых классах зиминских школ обучается более 380 ребят. Для изучения ОРКСЭ в образовательных учреждениях города сформировано 18 групп.

К преподаванию курса приступили 11 педагогов, 7 из которых – учителя начальных классов. Остальные – предметники гуманитарного цикла.

Все педагоги прошли специальную курсовую подготовку в Иркутске с посещением православного храма, мечети, синагоги. В целях реше

ния возникающих в процессе преподавания вопросов в городе создано специальное методическое объединение учителей ОРКСЭ, руководить которым будет педагог с большим опытом работы, заместитель директора начальной школы № 11 Татьяна Васильевна Москвитина (на фото).

Тем временем, едва приступив к изучению курса ОРКСЭ, учащиеся школ № 9, 10 и 11 под руководством педагогов решили принять участие в Общероссийской олимпиаде школьников по Основам православной культуры. Мы желаем ребятам успехов в этом непростом, но интересном испытании. 

Полезные ссылки

Раздел ОРКСЭ на сайте Федерального института развития образования.

Материалы по ОРКСЭ издательства "Просвещение".
 


 


«Напомню норму Конституции России. В статье 14 говорится о том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. При этом каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать любую религию или не исповедовать никакую – это статья 28…

…Все эти вопросы будут погружены в одну программу, соответственно, это будут одни и те же пособия по изучению. Таким образом, мы охватим всех, кто имеет разные представления о том, что необходимо для обучения, сообразуясь с представлениями самих учеников, их родителей»

Из речи Д. А. Медведева 21 июня 2009 года

Что такое хорошо?

Хорошие и плохие поступки, отношения между людьми, понятия совести и долга.

Все эти важнейшие в нашей жизни темы учащиеся начальных классов городских школ с 1 сентября следующего учебного года будут обсуждать не только на классных часах. В обязательной части школьной программы для четвероклассников (нынешних третьеклассников) вводится специальный предмет «Основы религиозных культур и светской этики».

В прошлом году в качестве эксперимента предмет преподавался в 21 регионе нашей страны. В целом, апробация курса прошла успешно. Положительные результаты в формировании нравственных ориентиров у детей увидели не только педагоги, но и родители.

В Приангарье новый учебный курс будет вводиться с 1 сентября 2012 года. Однако, как любая инновация, он требует серьезной подготовки.

– В настоящий момент, – говорит начальник Управления

образования города Людмила Кулеева, – мы ведем системную работу в этом направлении. Педагоги уже начали проходить специальную курсовую подготовку. Всего к преподаванию курса планируется привлечь 14 учителей различного профиля: историков, филологов, педагогов МХК и, конечно, учителей начальных классов. Кроме того, в третьих классах школ проводятся родительские собрания, на которых родителей знакомят с модулями курса.

В состав комплексного учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики» включены шесть модулей: Основы православной культуры, буддийской, иудейской, исламской, общий теоретический модуль – Основы мировых религиозных культур и наиболее популярный модуль – Основы светской этики.

В нашем городе родители отдают предпочтение именно последнему модулю. И такая тенденция наблюдается во многих территориях. Курс светской этики предполагает изучение таких понятий, как справедливость, ответственность, альтруизм, этикет, дружба, добро и зло, семейные праздники и традиции. Уже по этим темам занятий (хотя их, конечно, намного больше) можно судить о воспитательной ценности курса.
В будущем введение подобных предметов возможно и в других классах.

2010-2017
для детей старше шести лет